Новой книги Алексея я ждал с нетерпением. На зимней встрече
ее очень тепло расхваливали Б и Т, так что я ожидал чего-то действительно
свежего и особенного. Обложка лишь укрепила надежды, а карта в свежекупленной
книге превратила их в уверенность. И вот, спустя 2 недели можно подвести итоги.
Книга
не читается на одном дыхании. При более чем свободном графике я тянул это
литературное произведение 12 дней. По-настоящему захватили лишь последние
4 главы, от которыхотрываться не
хотелось.
Мир
вызывает массу ассоциаций. Нет, скажу больше – нет ощущения его новизны.
Ключевой конфликт, большинство его атрибутов – все это я уже видел в мире
«Арканума».
Мир
раздражает своей нелогичностью, нестильностью, «сыростью». Очень сильно
ощущение, что отдельные элементы мозаики не подгонялись, долго
обтачиваясь, а впихивались ногами – главное добавить, а что в общей
картине они будут смотреться не к месту – это мелочи. Вместо уютной
вселенной мы получили лоскутное одеяло, причем в отдельных лоскутах можно
узнать фрагменты других творений портного. Хромота стиля сильнее всего
видна в расах: разумные камни, разумные кошки, разумные пауки, разумные
деревья, разумные осы, разумные водяные, разумные электрические черепахи,
мало разумные детишки-гомункулы, люди, демоны, лучиэры.
Психология
большинства рас явно недостоверна. Религиозность лучиэров, ЗНАЮЩИХ о
загробной жизни, никак не влияет на их поведение относительно стандартный
властьимущих атеистов. Психология лучиэров – простая психология
дворянства, взятая без каких-либо изменений. Все расы просто получили
какие-то человеческие черты, и, в целом, почти не раскрыты. Никакого
глубокого психологизма, как это было во ВСЕХ предыдущих книгах Алексея,
здесь не наблюдается.
Главный
герой заставляет недовольно сморщиться. Раньше нам предлагался
весельчак-Гаррет (профессиональный вор), дворянин-профессиональный сыщик
де Суоза, профессиональный убийца Серый,профессиональный охотник Герман, профессиональный сканер… Ну, вы
поняли) Здесь же у нас профессиональный бездельник Пересмешник, который от
природы имеет массу способностей, но по характеру своему – чистая
сублимация всех предыдущих героев Алексея абсолютно обезличенный персонаж,
в котором узнаешь чистого Пехова, без какой либо надбавки и косметики. В
этом персонаже настолько нет ничего нового и интересного относительно
предыдущих книг, что он вываливается из головы по завершенииромана сразу и начисто. Его, правда, еще
можно сравнить с молоденьким азазелевским Фандориным и главным героем
трилогии Бартемиуса – Натаниэлем, но, опять же, вылезает вторичность.
Второстепенные
герои, окружение Пересмешника – так же хорошо нам знакомы. Лучший в городе
дворецкий, который в одиночку может прикончить банду головорезов. Лучшая в
городе кухарка, да, тоже не промах. Любовница-служанка, вероятно, тоже с
боевым прошлым. Неплохое приведение. Два ВЕСЬМА мощных разумных артефакта.
Друг-стрелок. Дядя в парламенте. Сильные миры того. Автор сам еще от
ОСОБЕННЫХ персонажей не устал? Ибо за всю книгу из несупергероев главных
персонажей просто нет. И сюжетные атрибуты Алексея, увы, начинают
превращаться в штампы. Обязательная война как фон, обязательный бал,
обязательное нападение на дом главного героя…
Интрига,
как и весь сюжет, так же необычайна убога для привычного уровня Алексея.
То, что так напоминает детектив, в итоге просто издевается над канонами
жанра, ведь злодеями оказывается не конкретный герой произведения, а банда
из второстепенного персонажа и ВООБЩЕ НЕ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ЛИЦ. Ключевой факт
интриги сообщается нам в конце, непосредственно в развязке – т.е.,
читатель в принципе лишен возможности самостоятельно распутать это дело. Мотив
злодеев банален, действия примитивны. Более того, автор словно не замечает
красивой возможности свести все линии на одном персонаже, а не притягивать
за уши кучу мелких фактов. Чего стоит например то, что хранитель
артефакта, который нужен заговорщикам для ритуала, еще в придачу и родился
в нужный маньяку астрологический год, что однако, никак не указывает на
его дочь как на убийцу; это совпадение вообще не обсуждается. Точно так
же, как и то, что маньяк умудряется убивать конкретных людей в конкретных
местах, зачастую являющихся их же домами! Лучиэров в городе не так много,
лучиэров одного года рождения – и того меньше, но что бы они еще и жили в
столь удобных местах, повторяющих схему… Грубая нестыковка. Конец,
простите меня, совершенно неприлично похож на конец Амулета Самарканда и
Врат Птолемея, не говоря уже о том, что ворчливые Амнисы как-то и по
природе, и по характеру сходны с Страудовскими джиннами. Вот если бы
Ночной Мясник оказался группой из Маленького Народца – вот это был бы
поворот! Как я на это надеялся! Вот если бы за всем стояла Эрин – как бы
это было органично! Всего-то бы и надо было вставить эпизод, в котором она
сидела в психушке, и объяснить, что за ней гонялись не злодеи, а настоящая
полиция! Да что там говорить… А низшая, которая не менее четырех раз
доказывает главному герою, что была с ним раньше знакома и подозрительно
хорошо разбирается в его делах, но это просто он ее не запомнил, нет.
Обилие таких эпизодов почему-то совсем не смутила ни автора, ни главного
персонажа. Глаза колет, а в книге не обыграно – словно низшую придумали
когда-то потом и не очень аккуратно вклеили в книгу.
Кустовая
рояльность приобретает столь яркое выражение, что делается просто стыдно.
Если надо, чтобы герой жил, то не стоит ему давать попадаться под
пулеметную очередь. Зачем потом вставлять deusexmachine в виде
действительно местного БОГА, что бы персонаж через 5 страниц просто встал
и пошел?! Это каноническая ошибка, описанная в любом учебнике для
начинающих авторов. Зачем приплетать всезнающего друга, который расскажет,
как остановить вырвавшуюся на свободу непобедимую тварь? Зачем выдумывать
новые правила для Амнисов, а не огласить их все сразу? И вообще, к чему
было запихивать их в предметы – это страудовский ход – когда можно было
очень органично вписать их в логику мира, поместив в животных? А уж
восстановление трости – так просто отсылка к Гарри Поттеру.
Самое
страшное позади. Теперь выскажу уже более шаткое впечатление – это первая
книга Алексея, где мои глаза резали обороты Русского Языка. Не слишком
часто и не всегда конкретно, но резали. Можно свалить на специфику мира,
еще на что-то, можно, наверное, доказать, что там все правильно… Но
впечатление есть. А от других книг не было.
Из
понравившегося – это эпизод с дуэлью, бредом сумасшедшего и последними
четырьмя главами. Из интересного – разговор ГГ с низшей, в котором
всплывает тема женской дискриминации. Параллели с некоторыми записями из
дневника Б и Т (http://elle-nt.livejournal.com)
не просто напрашиваются, а вламываются без приглашения.
Вердикт:
Книга очень сыра и непродуманна,
написана как будто в большой спешке и словно под давлением. В ней ощущается
острый дефицит свежих идей и другие признаки надвигающегося творческого
кризиса. Для начинающего писателя это было бы сильной работой, но для маститого
профессионала, которым является Алексей, это, пожалуй, шаг в никуда. Как у
преданного поЧитателя Пехова, это произведение вызывает глубокое разочарование,
и является, с моей точки зрения, худшей из его авторских изданных книг. По
десятибалльной шкале я ставлю этому произведению 6,5, что, несомненно, очень
низкий показатель для лучшего фентезиста Российской Федерации. Возможно, книга
бы удалась лучше, если бы пролежала годик-другой в столе после написания, но
этого, увы, не произошло. Для меня «Пересмешник» - это слабый авантюрный роман,
который следует разок прочитать и забыть, благо что запоминаться эта книга
ничем не желает… Кроме, наверное, упущенных возможностей.