Понедельник, 25.11.2024, 05:04

Приветствую Вас Гость | RSS

Виртуальный Замок

Добро пожаловать!

ГлавнаяРегистрацияВход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Братья Стругацкие
SiAlДата: Понедельник, 05.10.2009, 05:41 | Сообщение # 16
Новичок
Группа: В Замке
Сообщений: 16
Статус: Offline
Начнём по порядку. Я имею в виду, библиографию.
Сначала - рассказы. "Извне", "Спонтанный рефлекс", что-там ещё. Проба пера, про это даже говорить не стоит, юношеские забавы.
Первое крупное произведение - "Страна багровых туч. Написано нА спор, получится или нет. Получилось. И сразу же привлекла внимание читателей необычностью подхода к фантастике как к жанру. Персонажи вроде бы живут обычной жизнью, кушают,спят, разговаривают, временами позволяют себе даже чертыхаться (этот факт особенно выводил из себя критиков), но в то же время они находятся внутри космического корабля. Настолько бытовое описание фантастических реалий в советской литературе до сих пор не встречалось. Тогда, кстати. и фантастика не считалась отдельным, сколь-нибудь серьёзным жанром, по всем официальным документам она шла в связке с детской литературой.
Снова рассказы, перепечатки старых, кое-какие новые. Тогда же, кстати, возникает идея романа "Возвращение", первого произведения из цикла "Полдень. ХХII век". Главы из романа печатаются в виде отдельных рассказов "Перестарок", "Свечи перед пультом", "Благоустроенная планета". Тогда же (1960 год, вроде бы, +-1год) Стругацкие пишут "Страну Багровых туч", где окончательно выясняется, какой именно у них будет жанр и стиль.
В начале шестидесятых выходит "самое светлое", как любили говаривать советские критики, произведение Стругацких "Возвращение", которое, единственное, долгие годы перепечатывалось сотнями тысяч экземпляров (для советского книгоиздательской системы подобные цифры были в порядке вещей). Там описывается очень благоустроенное коммунистическое общество на Земле в двадцать втором веке.
Однако этот роман оказался первым из о-очень длинного цикла.
Выходят по порядку следующие книги цикла: "Попытка к бегству", "Далёкая радуга", "Трудно быть богом". "Радуга", которая так понравилась Телестре - типичный героико-производственный роман. Мне он тоже нравится. потому что люди там добрые, хорошие, поступают они правильно, да и вообще, почему бы время от времени не побаловать себя сказкой?
Мир полудня развивается, растёт, приобретает сложность и многомерность. Теперь уже публиковаться Стругацким становится труднее, потому что коммунистическое общество, как невозможное по своей сути, не выдерживает проверку методами фантастической интерполяции. Читатели понимают, что не всё, к чему стремится советский народ - на самом деле не столь просто и однозначно, как в опусах основоположников партийного жанра. Невозможность существования коммунистического общества - это была самая большая ересь советского периода, за это можно было и в психушку под принудительное лечение загреметь.
Для того, чтобы хоть как-то заработать себе на жизнь, братья публикуют лёгкое юмористическое произведение, приколы и хохмочки для которого они собирали давно по разным клочкам бумаги. И опять же, по своему обыкновению, братья сначала печатают отдельные главы, та же самая "Суета вокруг дивана", только после этого публикуют "Понедельник" целиком. Это происходит в 65-м году. Тысяча девятсот, само собой. biggrin
Не понимаю, как можно не воспринять юмор этой книги. Перечитайте ещё раз, может книга у вас лежала вверх ногами, почему вы не совсем всё поняли? По-моему,это лучшее юмористическое произведение всех времён и народов. Впрочем, я отвлёкся.
"Хищные вещи века" - одно из самых еретических произведений братьев, если только такое понятие можно применить к предаче коммунистических идеалов. Очень ярко показано общество потребления. в котором всё есть, и удобства, и развлечения, уровень жизни - полсотни баллов по пятибальной шкале. Прямо коммунизм в чистом виде. Только вот проблема имеется одна, очень острая и глобальная: дальше некуда идти. Антракт.
"Вещи" с какого-то испуга напечатали, но это было только один раз (правда. тиражом сто тысяч), следующая публикация случилась только в конце 80-х.
"Улитка на склоне". Довольно серьёзная вещь, о ней написано много, позвольте оставить без комментариев. Нужно только упомянуть, что довольно долго печатался куцый вариант, где были главы только о Лесе. не помню, почему. Может быть по банальной причине, что другие не были пока написаны.
"Стажёры" продолжили цикл "Полудня", но особых нареканий и комментов со стороны публики и критики не вызвали. Проходная, по-моему, вещь.
"Второе нашествие марсиан". Социальная, если можно так сказать, фантастика. Представляете, кстати, обиду читателей, которые в романе с ТАКИМ названием не встретили ни одного описания инопланетян, не увидели ни одной батальной сцены (впрочем, нет, вроде ближе к концу кто-то кому-то нос вроде бы разбил). "Нашествие" - роман ужасов, мне так кажется. В нём настолько явно показан ужас мещанского общества, что сам гуру жанра Кинг мог бы позавидовать. Ничего вроде бы не происходит, люди живут в крохотном провинциальном городке. где все друг друга знают, а события происходят где-то на периферии, о них узнают из газет, а зачастую просто из слухов. и вот проносится известие, что Землю начинают захватывать марсиане. Как вы думаете. у кого-нибудь возникла идея. что нужно защищаться? Только у одного, не самого,кстати сказать, привлекательного персонажа. Все остальные сразу принялись думать, как бы поудобнее устроится при новой власти. Мораль: для того, чтобы захватить Землю совсем не обязательно, как у английского основоположника фантастического жанра спускать на поверхность планеты "боевые машины", достаточно платить деньги за сто грамм сданной крови, выдавать удостоверения почётного донора, ввести ещё какие-то там привилегии, на которые склонны представители современного общества - и всё, планета у вас в кармане.
"Летающие кочевники". Если честно, не помню, о чём это. Да и вряд ли, наверное, что-то доброе может получится из литературного "хулиганства" Стругацких: они писали эту повесть поглавно, Аркадий - одну главу, Борис - другую, затем снова Аркадий - третью - и так до конца.
В конце шестидесятых, то-ли в восьмом, то-ли в девятом, вышли главы "Улитки" про Управление, но с главами о Лесе они пока ещё не синхронизировались.
"Сказка о Тройке" - продолжение "Понедельника". Одно из издательств очень просило братьев написать продолжение их широко популярной вещи, даже заплатили деньги вперёд, лишь бы они не передумали. "Тройка" оказалась полной противоположностью "Понедельнику". Кстати, антоним слова "юмор" (с какой-то точки зрения) - "сатира". Насколько юмористичен был "Понедельник", настолько сатирична оказалась "Сказка". Характеры оказались столь характерными, извиняюсь за невольную тавтологию, что все как один начальники, которых просили ознакомится с данным трудом, руководители и редакции и партийных структур были абсолютно уверены, что тот или иной персонаж списан именно с него. Само собой, публиковать ТАКУЮ вещь отдельной книгой, несмотря на зараннее выданные деньги, не стали, а те ребята, которые пропустили несколько глав на страницы журнала, получили по полной программе. Впрочем, к чести главного редактора издательства, обратно деньги он так и не потребовал...
"Обитаемый остров", начинающий взрослый период Стругацких, а так же всё последующее - во второй части обзора. Постараюсь опубликовать в ближайшие два-три дня.
 
SiAlДата: Среда, 07.10.2009, 00:31 | Сообщение # 17
Новичок
Группа: В Замке
Сообщений: 16
Статус: Offline
Пора привязаться к хронологии событий. Время действия - 1970-й.
"Отель "У погибшего альпиниста" задуман братьями Стругацкими как роман-мистификация, как роман, обманывающий читателя. Обман состоит в следующем. Всё начинается как самый обычный английский детектив. Классическое убийство в закрытой комнате. Чётко очерчен круг подозреваемых. С точностью до минуты известно, что кто делал. Остаётся только пораскинуть мозгами (или чем там привычнее думать) и разгадать все загадки. Ближе с середине читателя подстерегает первая неожиданность: повествование начинает походить на приключенческую повесть пополам с политическим детективом. А в самом конце вообще начинает происходить всякая чертовщина, откуда-то появляются инопланетяне - и начинается научная фантастика. Всё вкупе выглядит... как бы это так сказать помягче, что бы не обидеть классиков, слегка нелепо. Смесь жанров ни к чему хорошему не привела. Дела не исправил даже подзаголовок "Отходная детективному жанру". Стругацкие всегда мечтали написать детектив с нетривиальной концовкой; их вводили в уныние строгие каноны сюжетных ходов. Необычно написать у них получилось, но насколько это произошло удачно - это находится под большим сомнением. Я, например, от "Отеля" не в восторге. Кстати, Аркадий и Борис тоже считали эту повесть неудавшейся.
"Малыш" - хорошее, добротное произведение из разряда научной фантастики, без всякой социальной подоплёки, почему оно активно печаталось и было, пожалуй, одним из немногих, которое позволило братьям "протянуть" голодные годы, когда Аркадия и Бориса не печатали вообще.
Теперь - "Пикник на обочине". Однажды Стругацкие проезжали по какой-то лесной тропке. Остановились по каким-то своим делам. Не помню, кто из двоих, заметил на обочине дороги деталь, не вписывающуюся в лесной пейзаж: какие-то пустые консервные банки, сломанный транзистор, бак из-под солярки, ещё какую-то мелочь. Именно так возникла идея романа "Пикник на обочине". Допустим, проезжали через нашу планету какие-то пришельцы, оставили нам кучки своего инопланетного мусора - и мы оказываемся в роли каких-нибудь сусликов, которые копаются в роли нашего, человеческого, мусора, пытаясь выяснить, для чего нужна та или иная вещь.
"Пикник" дал основу для многочисленных игрушек, фильмов, радиопостановок. некоторые даже пытались написать литературные подражания. Кстати, "Сталкер" Тарковского снят именно по этому произведению.
"За миллиард лет до конца света" - на этом я остановлюсь чуть подробнее. Идея великолепна. Когда учёные добираются до определённого уровня развития, не важно, в какой именно области науки, сама природа начинает бунтовать и всякими способами противиться тому, чтобы открытие было обнародовано. Для людей, которые находятся на переднем крае науки, способы выбираются порой самые неординарные.
С каким-нибудь нехорошим парнем поспорить можно, нынешние голливудовские боевики даже борются с нечистой силой. Но когда главным злодеем оказываются слепые силы природы, на обложке диска под названием появляется подзаголовок "Фильм-катастрофа". С природой не поспоришь, успеть бы ноги унести. Главный персонаж повести оказывается как раз в том положении,когда приходится выбирать, что важнее - собственно научное открытие или лёгкая и спокойная жизнь. Он, кстати, выбирает второе. Стругацкие - молодцы, они никогда не используют тривиальные ходы. Я имею в виду, что они не сделали главного персонажа насквозь положительным, чем частенько грешат современные авторы. Он имеет свои достоинства и свои недостатки, отступает перед грозящей опасностью. И, хоть он и гад (извиняюсь за столь парламентское выражение), но читателю проще отождествить себя именно с ним, а не с каким-нибудь безукоризненным супер-героем.
"Обитаемый остров" - довольно большой по объёму роман Стругацких получил второе рождение благодаря одноимённому фильму Тодоровского. Специально не поставил никаких эпитетов перед существительным "фильм", потому что к этому произведению кинемаграфического жанра не успел выработать своего личного отношения. Первая серия мне не понравилась, вторая - заинтересовала и заставила ещё раз посмотреть первую. В принципе, очень даже неплохо, более определённо смогу сказать через пару лет. Если вспомню. что есть такой фильм, то всё нормально - запомнился, зничит что-то в нём было. Если же нет...
Кстати, прочитав "Остров", был крайне удивлён. Последний раз я удивлялся подобным образом во время прочтения "Тихого Дона". Как советские издатели могли выпустить ТАКОЕ?! Здесь даже не нужно проводить никаких аналогий. всё видно как на ладони. "Отцы города", башни-излучатели, оболванивающие население, всеобщая атмосфера ненависти и страха, преследование инакомыслящих - всё это настолько похоже на советские реалии, что за писателей уже задним числом становится страшно. Тем более, сам роман, как они потом писали в своих дневниках, удалось опубликовать "ценой минимальных потерь", к тексту даже не особенно придирались.
"Град обреченный" (Если кто-то не заметил, я трепетно отношусь ко всеми забытой букве "Ё". В данном конкретном случае нужно писать именно "Град обрЕченный" и никак иначе!) Это самое грустное, с моей точки зрения произведение Стругацких. Лично мне оно напоминает о бренности нашего земного бытия и вообще всех наших дел. Сейчас объясню, почему.
Стругацкие всегда были диссидентами. Диссидентами в то время были все советские люди, кто-то в большей, кто-то в меньшей степени. Но Стругацкие - это были воинствующие диссиденты. Их любили, их читали, машинописи с их рукописями передавали из рук в руки, хранили в тайниках. Именно в этих условиях началась работа над "Градом". Материал подготавливался не один год, ещё со времён "Сказки о Тройке" (или это нужно с маленькой буквы? не помню!). собирались всякие факты из жизни не придуманного пока града, выдумывались биографии персонажей, синхронизирповались друг с другом происходящие в разных главах солбытия. Роман братья начали писать, будучи твёрдо уверенными, что нигде и никогда его не опубликуют, у них не возникло даже помысла показать кому-либо эту вещь. У писателей той эпохи это называлось "писать в ящик". К этому роману у них было особое трепетное отношение: позже они это описали в "Хромой судьбе" Если кто-то читал, то должен помнить, как трясся Банев над своей синей папкой.
Существует Город, в котором проходит некий эксперимент. Герой роман проходит путь от пионаре-комсомольца-партийца до лоснящегося от самодовольства чиновника. Очень чётко показано изменение характера обячного человека советсой закалки, в чём-то даже фанатика идеи в условиях социального вакуума.
А потом грянула перестройка, 91-год - и вдруг оказалось, что та самая свобода, о которой мечтали все советские люди вдруг наступила, всё то, за что боролись диссидентствующие Стругацкие оказалось наяву, его было очень много, оно было везде. То, о чём раньше нельзя было даже намекать, что оно у тебя есть, можно было сразу напечатать - и это никому уже не было интересно. Братья Стругацкие, как они потом признавались, оказались у разбитого корыта, жизнь оказалась прожитой зря. Грустно, господа!
Знаете, в какой-то из частей мультика "Мадагаскар" есть потрясающая сцена. Пингвины приложили очень много усилий, чтобы попасть из Нью-Йоркского зоопарка на свою родину - на южный полюс. Каким-то образом они добыли корабль, приплыли на объект... Сцена следующая: перед носом судна - громадная ледяная гора, темно, холодно, неуютно, жуткая метель. Они стоят , в полном молчании смотрят на всё это, наконец один из пингвинов не выдерживает: "Вот. Мы приплыли. И что дальше?"
Действительно, что дальше?
На этой оптимистической ноте позвольте закончить сегодняшний комментарий. Как-то он невежливо растянулся. Впрочем, что делать. Завтра постараюсь завершить. Впереди - те самые произведения, на которые я, если честно, дышу неровно: "Хромая судьба", "Гадкие лебеди", "Жук в муравейнике", "Волны гасят ветер".
 
SiAlДата: Среда, 07.10.2009, 16:31 | Сообщение # 18
Новичок
Группа: В Замке
Сообщений: 16
Статус: Offline
Предпоследний роман цикла "Полдень" "Жук в муравейнике". Всё началось с того, что крохотный сын Бориса Стругацкого бегал по дому и выкрикивал на разные лады песенку собственного сочинения "Стояли звери/ около двери/ в них стреляли/ они умирали".
Борис НЕатанович подумал, что эта песенка вполне могла бы служить эпиграфом к какому-нибудь большому и хорошему роману. Так начал писаться роман "Стояли звери около двери". Впоследствии название изменилось на "Жук в муравейнике". Идея произведения такая: несколько десятков лет назад в космосе был обнаружен летающий саркофаг явно инопланетного происчхождения Внутри саркофага оказались зародыши человеческих младенцев. Эти зародыши внезапно для наблюдающих за ними учёных "расконсервировались" и стали развиваться. В стране победившего социа... коммуни... Нет, пожалуй, гуманизма, ни у кого не возникло даже помысла умертвить появившихся детей. малыши росли, развивались, словно самые обычные дети, ничего не зная о своём проихождении. За ними велось тщательное наблюдение. Главный герой романа пытается выяснить, кто он такой. откуда, и что за загадочная история связана с его появлением на свет. В конце "Жука" возникает напряжённая ситуация, когда Лев Абалкин (именно так зовут героя) почти приближается к разгадке, тем не менее, одним своим существованием он создаёт возможность угрозы инопланетного вторжения. Только перечитайте ещё раз ту громоздкую лингвистическую конструкцию, которую я сочинил: СОЗДАЁТ - ВОЗМОЖНОСТЬ - УГРОЗЫ - ВТОРЖЕНИЯ. То есть, это не создание условий для вторжения, не создание угрозы проникновения инопланетян в наш мир, а только возможность гипотетической угрозы. Тем не менее, Льва убивают. Классический вопрос, который ставил ещё Фёдор Михайлович о слезинке ребёнка разрешён не в пользу малыша. У Стругацких это звучит так: "Можно ли убить живого человека, который сейчас вот стоит и смотрит тебе в глаза ради счастья гипотетического человечества? Оказывается, можно. И нужно.
У читателя после прочтения "Жука" остаётся множество вопросов. (Совсем как в реальной жизни, когда не всегда на все вопросы можно отыскать ответы) Если честно, меня жутко мучает один: был ли на самом деле Абалкин пришельцем или он оказался в роли жука, который свалился в муравейник и его загрызли на всякий случай, потому что не понятно, что это за животное, и чего он такого может натворить.
"Хромая судьба". Человек при наличие некоторого таланта и энтузиазма может описать любую симпатичную девушку. Глаза, там, волосы. улыбка, что-то ещё. но мало кто из людей сможет решиться дать описание своей любимойц девушки, которую он считает единственной на планете. Тут всего богатства русского языка не хватит что бы описать хотя бы цвет её волос. Я отношусь как раз к числу последних. Про творчество Стругацких я могу говорить долго, подробно и где-то даже нудно, но когда речь заходит о "Хромой судьбе" - тут я теряюсь.
Ладно, попробую написать хоть что-нибудь. Главный герой романа - писатель Феликс Сорокин - живёт обычной серенькой жизнью среднестатистического писателя. Ничего в его жизни вроде бы не происходит, если и начинаются какие-то интересные события, то на полуслове заканчиваются. Вот, вроде бы начался детектив с элементами триллера. Друг в больнице хватает за грудки и хрипит в самое лицо" Запомни, ничего этого не было!" И главный герой забывает. В кофе к нему подходит падший ангел, от которого слышался "стойкий кисловато-птичий запах" и предлагает за пятёрку (или за трояк) купить партитуру труб Страшного суда. Тоже великолепное начало какой-нибудь мистической вещи. Так нет же, главный герой отдаёт ноты соседу и как-то, погрязая в сереньких бытовых мелочах, напрочь забывает о них. Даже апофеоз романа, когда создаётся компьютер, который может определять абсолютную ценность каждого написанного произведения, как-то смазан и вообще не совсем ясно, что именно произошло или происходит и будет ли какое-нибудь продолжение или уже всё закончено...
Да, перечитал написанное мной и понял, что проповедник из меня... не очень... Пишу, как могу. Я предупреждал, что дать описание "Судьбы", чтобы было интересно, у меня не получится.
В издании 1991 года "Хромая судьба" шла в одной связке с романом "Гадкие лебеди". (КСТАТИ, ОГРОМНАЯ ПРОСЬБА К ТЕМ, КТО БУДЕТ ЧИТАТЬ МОЙ КОММЕНТАРИЙ: ЕСЛИ У ВАС ЕСТЬ ЭТОТ ВАРИАНТ ДВУХ РОМАНОВ "В ОДНОМ ФЛАКОНЕ" В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ, СБРОСЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, НА ПОЧТУ ИЛИ ДАЙТЕ ССЫЛКУ. ХОТЬ ИНТЕРНЕТ БОЛЬШОЙ, НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НЕ МОГУ ОТЫСКАТЬ). Романы взаимно дополняли друг друга. Строение объединённого романа было таким: глава из "Судьбы", глава из "Лебедей", глава из "Судьбы", глава из "Лебедей" - и так далее. Получилось очень органично. Действующие герои все романов - писатели, каждый пишет какую-то сокровенную вещь, которую никому не показывает, и вообще не понятно, кто про кого пишет, кто живёт в придуманном мире, кто - в описываемом, или они оба дают возможность друг другу существовать?
"Гадкие лебеди" - тоже великолепная вещь. Дети живут в мире пошлости и разврата - и находятся существа, способные оградить их от всего этого и забрать с собой, в светлый и солнечный другой мир. Хорошо, если бы что-то похожее случилось с нашими нынешними малышами...
"Волны гасят ветер". С точки зрения коммунистов - это произведение одно из самых еретических из творчества братьев. При победившем коммунизме человечество попадает в тупик эволюции. Для того, чтобы можно было развиваться дальше, необходима синтезация с другими расами, иначе - смерть.
С точки зрения построения фабулы - роман экспериментальный. построен на одних документах: отчёты с места происшествия, фонограммы допросов, запись разговоров, результаты статистических выкладок... Получилось, по-моему, захватывающе, читается на одном дыхании. Идея такова: земляне для того, чтобы нести на другие планеты свет разума, что-то ещё такое, прогрессируют другие цивилизации (это называется именно так - прогрессирование, а люди, занимающиеся этим - Прогрессорами). всё это известно давно, небезызвестному Льву Абалкину из предыдущей части ("Жук") запрещали стать прогрессором, дабы чего не случилось, хотя у него были к тому все данные. Но тут вдруг выясняется, что мы - земляне - самая просвещённая в обитаемой вселенной раса - не более чем грязные дикари, которые сидят вокруг чахлого костра и пытаются согреться, протягивая к костру озябшие посиневшие руки. Оказывается. вокруг нас множество других рас, гораздо более развитых и сильных чем мы сами. И они нас прогрессируют, а на наши потуги прогрессировать кого-то смотрят снисходительно, как взрослый глядит на ребёнка, который сидит на бревне и завывает страшным голосом, убеждая окружающих, что он летит на взаправдашнем самолёте.
Этот роман - последний в цикле. Главные герои безнадёжно состарились, Горбовский - легенда - почти умер, да и всё, ради чего всё происходило стало как-то не очень нужно. Добирались до вершины горы, уже почти добрались - и в самый последний момент выясняется, что это - первая из многих сотен ступенечек.
Грустно, господа...
Тем более грустно, что я вынужден перейти к самому нехорошему роману Стругацких "Отягощённые злом". Жуткая вещь. И чем меньше людей будут это читать, тем лучше. Хоть я не сторонник сожжения книг на площади, будучи убеждён, что после книг начинают гореть люди, но эту книгу сжёг бы без всяких колебаний.
Хорошим писателем был Лев Толстой. До тех пор, пока не начал умствовать в вопросах веры и не написал свою "Исповедь", "Путь в жизни", пока не начал соединять и толковать Евангелия. После этого он стал еретиком.
К сожалению, братья Стругшацкие опустились до подобного весьма сомнительного уровня. Похоже, им не давали покоя лавры Михаила Афанасьевича. С "Мастером и Маргаритой" здесь столько и явных и не явных ассоциаций, что никаких сомнений не остаётся. Взять например эпизод Евангелия, гда нечистый и Христос стоят на крыле Иерусалимского храма (во время искушения. Помните: "И показал Ему все царства земные и сказал: "Всё это я дам Тебе, если падши поклонишься мне...") Точно такая же сцена описана в "Мастере" . А "Отягощённые злом" начинаются с того, что два человека стоят на крыше московского небоскрёба Только вот если у Булгакова чётко расставлены акценты, где Спаситель, где - Сатана, то в "Отягощённых злом" всё смешано, причём так ядрёно,что только читая комментарий самих писателей на свою книгу с удивлением обнаруживаешь, что дьявол - это на самом деле не дьявол, а Христос, только изрядно потрёпанный жизнью.
И вообще, неприятно мне про всё это писать. Чего стоит хотя бы кульбит о том, что апостол Иоанн, будучи сосланным на остров Патмос занимался скотоложеством!...
Ладно, будем считать, что этого романа не было.
"Жиды города Питера". "Жиды города Питера". Название пьесы взято из листовки-воззвания, которая была расклеена по городу во время оккупации Киева фашистскими войсками. Она начиналась фразой: "Жиды города Киева!.." В ней предписывалось всем лицам еврейской национальности, невзирая на пол и возраст явиться завтра к комендатуре к девяти утра якобы для отправки в другой населённый пункт. Все понимали, что их ожидает, тем не менее, ни у кого не возникло помысла возмутиться и все безропотно шли на верную смерть. Типичная "совковая" психология. Как тут не вспомнить эпизод из шедевра Михалкова "Двенадцать": "Потому что я - НАЧАЛЬНИК!!!"
Герои пьесы попадают в такое же положение, только действие происхождит в Питере в начале девяностых. 06.10.2009 некую квартиру приходит чёрный человек (почти по Блоку, да?) и приносит извещение, что насельникам квартиры завтрашним утром нужно явиться... извините, не помню, куда именно, допустим, в горсовет, все самые ценные вещи и запас белья на несколько дней нужно иметь с собой. Всю ночь люди решают, нужно им идти туда или нет. В конце концов, победу одерживает молодость.
Недаром Моисей водил израильтян по пустыне сорок лет. Четыре столетия - срок жизни одного поколения. За это время все евреи, которые хранили память о времени, проведённом в Египте, где они были рабами, умерли, и в землю обетованную вошли только те, у кого изначально в характере не было рабской психологии - рефлекса подчиняться тому, у кого голос громче.
К сожалению, в нашей стране пока ещё есть люди, которые помнят и молоко по двадцать четыре копейки за литр, и сливочное масло по три-шестьдесят за килограмм, и мороженное по десять копеек. (Я, кстати, отношусь к их числу :))). А значит, пьеса Стругацких (кстати, они написали не так уж много пьес), актуальна до сих пор.
На сем позвольте закончить. Если честно, что-то я немного утомился стучать по клавиатуре.
 
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск:

Портал "Виртуальный Замок" © 2024